Аniversario Futuro . Грядущий юбилей . К 40-летию первого приезда. Апрель-май 1971 года
В первой редакции опубликовано на форуме"Мой Рафаэль"
Открываю эту тему специально для того, чтобы не затерялись в дальнейшем потоке сознания уже написанные и опубликованные воспоминания, и материалы к ним. Пока это только по 1971 году.
Потом все это будет, надеюсь, редактироваться, выберем вместе с вами, если подключитесь, какую-то форму, как-то все это организуем.Обращаюсь ко всем, кто помнит и высказывался – Гале С. Тане (Сола) и другим –давайте я перетащу сюда все, что вы считаете нужным из ваших сообщений о 1971 годе, разбросанных по разным темам.
----------------------------------------------------------------------------------------
Одна их наиболее симпатичных, доброжелательных и грамотных статей советской периодики времен первого приезда Рафаэля к нам.
Журнал "Музыкальная жизнь" № 13, июль 1971 года
НАШ ГОСТЬ-РАФАЭЛЬ
Немногие эстрадные артисты приобрели славу и популярность н столь молодом возрасте. В шестнадцать лет он впервые выступил перед широкой аудиторией в Мадриде — и сразу же пришел успех. В семнадцать — первая победа на телевизионном фестивале в Барселоне и первые грамзаписи, раскупленные почти мгновенно. Еще несколько лет — и покорен парижский зал «Олимпия», откуда начинали свое блистательное восхождение многие звезды мировой эстрады.Сегодня имя этого 26-летнего андалузца привлекает в концертные залы разных стран мира тысячи восторженных почитателей, а тиражи его пластинок исчисляются многозначными цифрами.
Конечно, современные средства информации способствуют стремительному взлету популярности. Но популярность, созданная одной лишь рекламой, мимолетна. Она перерастает в признание, в славу только тогда, когда подкреплена талантом, мастерством исполнителя.
Рафаэль Мартос Санчес на афиша» значится просто — Рафаэль, и это имя дорого любителям песни.
Рафаэль — мастер своего дела. Каждая песня у него — законченная вокально-драматическо-хореографическая миниатюра, в которой все три вида искусства, как бы растворяясь друг в друге, создают выразительные образы Танец а песнях Рафаэля — органический компонент номера. Он является либо естественным продолжением вокальной партии, либо ее хореографическим контрапунктом. Каждое движение связано с образом песни, точно согласуется с ее содержанием. Рисунок танца Рафаэля можно зафиксировать в хореографической партитуре с такой же точностью, как нотную запись мелодий. И в то же время в этих движениях нет застывшей постоянности, артист ис-полняет их вдохновенно, кажется, что он импровизирует прямо на сцене.
Танцы Рафаэля там же разнообразны, как и песни, которые он поет. Вот звучит несколько сентиментальный вальс Хименеса «Сердце, сердце», и Рафаэль легко и изящно кружится по сцене. В песне Джонса «Всадники на небе» он преображается в. лихого наездника. Микрофонный шнур в его рука» стремительно вращается, как тугое лассо, движения тела, ног остры, акцентировании, каждая поза пронизана импульсивной музыкой песни. А в очаровательной юмореске Салабера «Мое яблоко» Рафаэль выделывает такие коленца, которым могли бы позавидовать многие профессиональные танцоры. Природа щедро одарила Рафаэля актерским чутьем. Он умеет глубоко проникать в характер песни и несколькими точными игровыми штрихами донести этот характер до зрителя.
Песню Мансанеро «Мария ждет меня» артист поет сидя на стуле. Ни Одного движения — только голос и руки. Руки, которые поют так же страстно, как и его голос.
Иногда Рафаэль лишь графически намечает контуры образа, доверяя остальное своему голосу и фантазии зрителя. В «Маленьких пилигримах» его мимика и жестикуляция скупы, но в этом лаконизме — изящество линий, завершенность формы.
Его искусство жизнерадостно, он поет о любви, о счастье, о верности. Но ему не чужды и глубокие драматические переживания, и пафос, и сарказм, и отчаяние. Он охотно пользуется сочными, яркими красками там, где этого требует характер музыки. В песнях драматических Рафаэль щедр и на актерские средства выразительности. Один из самых впечатляющих номеров его программы— очень взволнованная, насыщенная драматизмом песня Клавеля «Мы» В ней поется о судьбах разлученных людей. Песня пронизана болью, но это боль сильного человека, и Рафаэль ни разу не сбивается на мелодраму, не старается разжалобить зрителя. Он чувствует ту меру драматизма, за которой искусство перестает быть достоверным.
В «Балладе о трубе» Писано певец поднимается почти до трагических высот. Все здесь — и вокально, и актерски — крупно, размашисто. Герой песни не стыдится обнажить перед людьми израненную Душу, но в этой обнаженности— потрясающая простота и правдивость. Можно принимать или отвергать искусство Рафаэля, но нельзя оставаться к нему равнодушным.
Ярче всего актерское дарование Рафаэля раскрывается в песнях на стихи Гарсиа Лорки. Устно и в печати артист не раз с восхищением отзывался о его поэзии. Рафаэль будто любуется каждым словом, он «подает» его выпукло и в то же время бережно. Скупость мелодии как бы подчеркивает, что главное здесь — стихи, в них самих звучит музыка. В этих песнях Рафаэль до мозга костей испанский певец: в интонациях голоса, в горделивых и плавных движениях танца, в самой походке. Его выразительность здесь настолько совершенна, что, даже не понимая слов, можно угадать содержание.
Главная сила Рафаэля — в голосе. Он поет с те» пор, как помнит себя. Для него петь — такое жe необходимое состояние, как дышать, видеть. Где бы он ни пел — на улице, а церковном хоре или в концертном зале, — он всегда испытывает чувство радости, и это чувство передается его слушателям, В пении Рафаэля есть та вокальная уверенность (до чего же щедра к нему природа!), которая позволяет ему безбоязненно преодолевать все технические трудности, а их в его песнях немало. У него красивая, выразительная кантилена, то окрашенная мягким пианиссимо, то звучащая по-оркестровому мощно. Стихия Рафаэля — развитая гибкая мелодия, насыщенная драматизмом и изобилующая динамическими контрастами; в таких песнях его певческий талант, темперамент и актерская фантазия проявляются во всем многообразии. Он не старается экономить силы — в каждом его концерте полная отдача искусству, полное растворение в музыке. Иначе он, вероятно, не умеет. 3 его пении нет проходных нот, не окрашенных чувством. Он все делает увлеченно, страстно. Иногда эта страстность открытая— как в «Аве Мэрия" композитора Алехандро. В других случаях она лишь угадывается — как в песне «Она» Фавио. А в «Балладе о трубе» его голос звучит, кажется, на пределе человеческих возможностей, по силе и накалу страстей он ничуть не уступает звучанию вторящей трубы.
Вокальное мастерство и тонкое чувство формы позволяют Рафаэлю делать неожиданные вещи: в уже упоминавшейся очень драматичной песне «Мы» певец постепенно нагнетает экспрессию, а самую кульминацию поет на нежнейшем пианиссимо. Этот внезапный перепад эвучностей настолько ошеломляет, что в зале после окончания песни еще несколько мгновений висит почти осязсемая тишина.
Справедливости ради надо сказать, что не всегда Рафаэлю удается удержаться на высотах мастерства. Случается, что темперамент его выходит из подчинения, попадаются и эстрадные штампы, которыми пользуются многие исполнители. Порой он чрезмерно форсирует звук, и его форте сбивается на крик. Не хватает звучащей «массы» среднему регистру его голоса — он проигрывает в сравнении с нижним и, особенно, высоким регистрами. Есть некоторое звуковое однообразие в песнях близких по характеру. Разумеется, эти отдельные шероховатости не затеняют общего яркого впечатления от концертов испанского певца в Москве.
В свои 26 лет Рафаэль уже вполне сложившийся артист со своим самобытным художественным почерком. Думается, что его беспокойная творческая натура не позволит ему почивать на лаврах, заставит искать все новые сферы, приложения таланта и мастерства.
Пока искала сканы статьи, наткнулась на эти невзрачные листочки из записной книжки, сколотые скрепками. А им, ведь, без малого 40 лет…
А вот это – помнит День Первый. Это записывалось во время Первого Концерта Рафаэля в СССР – 23 апреля 1971 года
Вот кусочки огромной афиши – декадники они назывались почему-то. Вся она в скан не влезает, так что - частями выдаю: Первая, где о концертах будет объявлено – это 23, 24,25 апреля в ДК, вторая – «объявлено» - это уже "Октябрьский"
Полюбопытствуйте, посмотрите эти несколько листочков
И представьте себе, ЧТО в это самое время, время, когда неверная рука, во тьме, царапает эти каракули, - ЧТО происходит там, впереди!
Впереди, где – Чудо-чудное – неистовствует на сцене маленькая фигурка. Льются чудные звуки. А мы, ошалевшие, никак не можем поверить в то, что ТАКОЕ все-таки произошло! ОН ЗДЕСЬ, на сцене, с нами – и это действительно ОН! Это же Первый концерт!
Попыталась вам протранслировать наше состояние, но этот хаос эмоций и чувств очень сложно поддается связному описанию. В листочках это отражается немного более внятно.
Не взыщите за всякие - «кура лапой», орфографию, помарки.Только представьте себе – как это - успеть записать все, все, не пропустить ни слова, ни названия. И, при этом, не упустить ни единого движения на сцене.
Да и испанский в нас поселился на тот момент всего с полгодика как...
Программок в ДК Горького не было, а появились они только в «Октябрьском".
Правда, тоже все исчерканы всякими уточнениями.
Была и такая - настоящее сокровище для нас.
Пусть бедного Джентили и нарекли тут - Сезаром Мартино
Потому, вот эти листочки уже выглядит приличнее, почти каллиграфия
– это 17 мая 1971, концерт в «Музкомедии» - мы уже опытные, за плечами девять дней, проведенных в ДК Горького и «Октябрьском». Он вернулся к нам, впереди еще два концерта в ДК Горького.
«Музкомедия» находится напротив его «Европейской», и мы провожаем его от двери до двери. Потом… Разве же найдешь силы отсюда уйти!
Весна. Почти белые ночи; наконец распустились листья на деревьях. И мы ночь напролет болтаемся в садике под Пушкиным, и пытаем несчастного трубача – Бочаров была его фамилия, кажется - почто он, гад,постоянно выдает киксы на «Балладе».
И напоследок небольшой отчет о концертах 18 и 19 мая
Особенно хороша последняя фраза, про оставленное сердце, за которым он собирался вернуться.
И, ведь, вернулся! На следующий год!!!
-------------------------------------------------------------------
Продолжу
Тогда… Тогда я до последнего момента не могла поверить в то, что - Это Явь!
Мы все метались по городу по всяким делам – билеты, очереди.
Мы смотрели в ту афишу – декадник на пустые клеточки – "будет объявлено". (Афиш в городе не было).
Ждали и не верили в то, что Это может случится, потому что этого просто не могло быть!
Ни в каком сне такое не могло привидеться нам в нашем соц. лагере.
И, ведь, не только потому, что соц. лагерь …
Даже потом, когда мы нашли какую-то щелочку в грузовых воротах "ДК Горького" 22 апреля и слушали, затаив дыхание, репетицию оркестра. И услышали "Corazon corazon" - наша песня!
И все равно – это нереально.
Поскольку у меня не нашлось фотографий округи их того времени, предлагаю ознакомиться с местом действия по сегодняшим фотографиям. Несколько их были сделаны почти в то же время, время белых ночей, когда он был в Ленинграде в том удивительном 1971!
"Европейская".
Вот с этого ракурса мы и смотрели тогда на окна его люкса.Тогда не было еще этой дурацкой подсветки. Мягко светились окна. И за каким-то из них был Он.
А мы были тут.
Это снято уже сейчас, и на дворе тут - март.
Еще про Наш любимый Спас на крови, (иллюстрация из белой ночи).
который виден, между прочим, и из окон Европейской.
А на этой фотке, в глубине, третий домик в два этажа – "Музкомедия".
Борис, для начала предлагаю завершить процесс знакомства. Меня зовут Галина.
Ник больно громоздкий, по имени-то оно будет проще.
Спасибо за вопросы. Ежели будете их почаще задавать, я, глядишь, быстрее сделаю юбилейную тему.
Теперь про песенку.
Песня эта называется «Мое яблоко» - «Ma Pomme» и по- испански «Mi Manzana». Насколько я знаю, первый исполнитель ее французский шансонье Морис Шевалье, которого считают основоположником, законодателем французского классического шансона, и который сочетал в своих песенках - « элегантность и смех, обаяние и гротеск, вокальную комедию и танцевальную клоунаду». http://biopeoples.ru/vokalists/page,4,461-moris-shevale.html
Вот, одну из таких его песенок, со всей атрибутикой Шевалье, и включил в свое выступление у нас в 1971 году и Рафаэль.
Рафаэль выходил на сцену в драном пальто с не менее затрапезным шарфиком. Передвигался по сцене на заплетающихся ногах и голосил про свой собственный закон, исключительно по которому он и желает жить.
Яблоко в названии песенки тоже по этот же закон. Не желает он искать свою вторую половинку (яблока) поскольку он и сам себе яблоко. Ну, и к работе он там, к примеру, относится без уважения – ниспровергатель основ, которому море по колено. Но, который все - же огорчается, когда его называют пьяницей.
Я не нашла более легкого варианта для прослушивания, поэтому придется это скачать.
Первый вариант полный, это на концерте в Москве 5 мая 71 года.
http://narod.ru/disk/4858984001/09_Mi%20manzana%20.mp3.html 05-05-71
Вторая запись, к сожалению, фрагмент, но он любопытен тем, что там Рафаэль, после того, как дирижер Цезарь Джентили, ловит его после очередного виража, помогая ему удержаться на ногах, Рафаэль, этак мило икая, говорит ему «Э, спасибо»
Все эти фотографии, так или иначе, где-то уже мелькали. Они фигурируют и в диске, который мы дарили, и на форуме "Мой Рафаэль" не раз выставлялись.
Просто концертные, репетиция. Потом еще наберу.
Эх, хотелось бы мне соблюсти авторские права. Но, столкнулась с тем, что склероз и давность лет не дают мне полной уверенности в том, кто автор этих фотографий.Мне помнится, что две эти – работы Тани Кургановой, хотя есть и другие мнения.
Но, у меня такая – 50 х 60 размером. В тех условиях, в 1971 году, с переснятой фотографии - такого качества добиться было бы сложно, и я останусь при своем мнении – напечатано с негатива автора, и автором.
Зарегистрирован: 17.01.2011 Сообщения: 3582 Откуда: Санкт-Петербург, Россия
Добавлено: Чт Фев 24, 2011 2:40 am Заголовок сообщения:
Все, люди. Я была не права и теперь вновь открываю эту тему для ответов. Иначе она закрывается другой и становится не видна. А мне нужно, чтобы мы с вами над ней поработали.
Отвечаем прямо здесь! _________________ Галина
Добавлено: Чт Фев 24, 2011 3:37 am Заголовок сообщения:
Галя, фотовернисаж Рафаэля 70-х у тебя получился впечатляющим! Качество фотографий вполне хорошее, местами даже отличное! Не устаю любоваться этим иконостасом! Спасибо!
Какие удивительные фотографии!
Одно дело - фото "парадные", концертные, для интервью, короче - настроенные.
И совсем другое - когда вот так, неожиданно, невидимо, "неотрепетировано". Сколько можно прочитать "между строк" на таких фото.
И кто же в самом деле фотографировал на репетициях?
Галина, спасибо за сохранённую уникальную галерею! И неизвестным (пока) фотографам - спасибо!
Зарегистрирован: 23.01.2011 Сообщения: 657 Откуда: Украина
Добавлено: Пт Фев 25, 2011 12:03 am Заголовок сообщения:
Галя, фотографии - просто чудо. И качество - вполне.
Для нас всё "съедобно", где есть ОН.
А и правда, кто же фотографировал? Вот бы отозвался, кто знает...
Спасибо, Галя!!!
Галя, твои фотографии - настоящий раритет, очень ценный! Желание восстановить всё по порядку - замечательная мысль. Однако я нашла уже одну существенную ошибку. Те фотографии, которые, как ты считаешь, сделаны на Воробъевых (Ленинских) горах, сделаны совсем в другом месте. Это не Воробьёвы горы, а Кремль. Можешь мне поверить. В Кремле есть место, служащее небольшим тротуаром, который тянется вдоль южной стены Кремля. За стеной - Москва-река, здесь ее не видно. Здесь четко видна чугунная решетка - парапетик, за которой находится Тайницкий сад, а за ним - стена. Даже башни некоторые видны. За стеной на одной из фоток - Софийский храм, его колокольня, которая находится уже за рекой. Это место - тоже своего рода смотровая площадка, так как Тайницкий сад находится внизу по отношению к основной территории Кремля. Рафаэль на этих фотках идет в сторону Оружейной палаты.
Если существует необходимость установить для всех фотографий время и место фотографирования, то:
все фотографии надо выставлять под номером, начиная от 0001, затем 0002 и т. д.
Тогда тем, кто что-то сможет установить, легче будет прокомментировать и дать свой вариант названия фотографии.
А фоторяд получился просто великолепным. Понимааю, что важно качество. Но в первую очередь замечаешь то, что на фотографии, а не качество.
Галя, спасибо за тему и фотографии.
Ася! Ты куда больше похожа на этот смайлик . . А теперь будешь еще и на этот походить.
Лен, спасибо за поправку - вот, что значит человек любящий и знающий свой город.
Этому моему названию все 40 лет и есть.
Что там могло остаться в голове?
Буду писать, напишу про прогулку у стен Кремля. Спасибо!
И вспоминайте еще. Очень мне интересно, все-таки, про репетицию - зал определить. Он точно московский....
Вить, я не думаю, что придется нумеровать фотки. Тут мало кто уже сумеет что-то уточнить. Я расчитываю на пару тройку сюжетов всего.
Мне интереснее, если кто найдет лучшие копии для некоторых фотографиий, особенно портретов. _________________ Галина
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах