Среда, вечер, 24 апреля. Мадрид и Дворец музыки застыли в торжественном ожидании, чтобы еще раз услышать неповторимый голос Рафаэля.
Уже задолго до этого события афиши оповестили о том, что все места проданы. За час до начала концерта у дверей мадридского театра на Гран Виа множество зрителей без всякой надежды попасть внутрь наблюдают за прибытием избранных, которым повезло. Сеньоры в вечерних платьях и мехах, мужчины в бабочках. Прожекторы и объективы новостных кино- и телекамер, установленных на тротуаре, дабы запечатлеть проход вип-персон, задают атмосферу этого величественного вечера, который снова устраивает Рафаэль.
За четверть часа до начала концерта Дворец музыки заполнен целиком, буквально до последнего кресла галерки. Юпитеры продолжают время от времени вспыхивать, и обитатели верхних лож театра привстают, комментируя: «Должно быть, еще кто-то очень важный приехал».
Это вечер торжества песни, вечер Рафаэля формата 1974 года, и он никак не может обмануть надежд своих фанов и почитателей.
ЧЕТЫРНАДЦАТЬ ЛЕТ ПЕСЕН
«Послушайте, у вас нет программки?» — «Нет, программки у меня нет, — отвечает мне капельдинер. — Программки продает Рафаэль». Таким образом, нам пришлось спуститься за программкой, из которой можно было бы по крайней мере узнать, что нам предстоит услышать. И мы нашли роскошную, красочно оформленную программку на уровне тех, что изготавливают к концертам Тома Джонса или Фрэнка Синатры. К цветному буклету прилагалась программка с песнями предстоящего концерта.
Внутри мы нашли не только новые и старые фотографии Рафаэля, но и слоган на центральных страницах, гласящий: «Четырнадцать лет песен». Там же была одна старая фотография Рафаэля, обращенного лицом к зрителям с распростертыми руками в позе, символизирующей победу или мир, охватывающего названия всех записанных им за эти четырнадцать лет песен, а это значительно больше сотни мелодий, которые многочисленные его почитатели в нашей стране хорошо знают и помнят.
Рафаэль-74 это то же, что 14 лет песен, это результат профессиональной карьеры, достигшей своей наивысшей точки, вершины, которую он неизменно удерживает.
Программа открывается воспоминаниями Рафаэля: старенькой фотографией, где он нарядился артистом, чтобы спеть, когда ему было всего четыре года. А дальше уже не черно-белая фотокарточка оттенка сепии, а отпечатанное в четыре краски цветное фото сегодняшнего Рафаэля, со следующим посвящением: «И… настал день — не холодный и не жаркий. Было не рано и не поздно, когда я придумал Raphael’я. И… сказал себе: “Это мое творение”. — Рафаэль Мартос Санчес».
Это творение, которое Рафаэль создал своим голосом, четырнадцатью годами песен, концертов и турне по этому Богом данному миру, с распростертыми руками в конце каждого выступления; четырнадцатью годами успеха и популярности, на протяжении которых «малыш» продолжает защищать свое лидерство среди исполнителей, чтобы его фаны продолжали думать и утверждать то же, что утверждали и на этом концерте: «Рафаэль — ты лучший!»
«СПЕКТАКЛЬ» В АМЕРИКАНСКОМ СТИЛЕ
Следует признать, что на сегодняшний день — и пока обратное на практике не доказано — зрелище, представляемое Рафаэлем на его концертах во Дворце Музыки, являет собой лучшее из всего существующего на нашем музыкальном рынке. Следует признать, что выступления Рафаэля в Лас Вегасе, его концерты в Карнеги-холле, лондонском Палладиуме или Доме Оперы сослужили ему неплохую службу, обогатив опытом, которого иначе он нигде бы не получил.
Спектакль Рафаэля образца 74-го года основан на нескольких важных элементах: оркестре под управлением Хосе Човы, балете Сандры Леброк, хорах «The Revelations» и на марьячиc Хосе Чавеса… Все эти слагаемые выводят концерт за рамки обычного и превращают сольные выступления во Дворце Музыки в зрелище, доставляющее подлинное наслаждение его почитателям, не избалованным такими сценическими сокровищами, призванными в данном случае украсить собой исполнение песен.
Если бы нужно было определить цвет сцены, то мы бы сказали, что доминировало серебро — не только в сценографии, но и в костюмах танцовщиц, хористов и марьячис… Музыканты и Рафаэль были одеты в торжественные костюмы черного цвета…
Симфонический оркестр под управлением Хосе Чова насчитывал 16 музыкантов струнной группы, три тамбурина, двух пианистов — не кто иные, как Хесус Глук и Августин Серрано, Мигель Анхель Варона — бас-гитара, Мигель Иньеста — акустическая гитара, Сантъяго Рейес — электрогитара, Педро Итурральде — саксофон-тенор и флейта, Хавьер Итурральде — саксофон-баритон и флейта, Зигфредо Видауррета — тромбон, и трубы — Артуро Форнес и Хосе Луис Медрано, придавшие особый блеск исполнению «Balada triste de trompeta», соперничая с голосом Рафаэля.
Сандра Леброк играла важную роль не только как исполнительница роли Марии Магдалены в опере «Иисус Христос — Суперзвезда», но и своим хорошо подготовленным балетом в начале концерта, в середине и тогда, когда это требовалось по сценарию. В спектакле участвовало семь танцовщиц, одетых в серебристые костюмы.
Марьячис Хосе Чавеса в костюмах под золото и серебро добавили свою порцию зрелищности во всю вторую часть концерта и полностью покорили публику, завороженную игрой цвета и мексиканской музыкой.
В спектакле следует отметить голоса хористов «The Revelations» и самого Рафаэля, а также то, что Рафаэль с каждым днем все лучше играет свою роль артиста, человека-спектакля, ибо сознает, что публика ждет его театральных жестов, и, как видим, он оправдывает эти ожидания.
КОНЦЕРТ, ВМЕСТИВШИЙ В СЕБЯ ПОЧТИ ПЯТЬДЕСЯТ ПЕСЕН
Рафаэль, как всегда, вышел на сцену, чтобы выложиться без остатка, чтобы вновь убедить зрителей в том, что он — король песни и может позволить себе роскошь меняться, всякий раз предлагать публике что-то новое.
Концерт начался по сигналу тамбуринов, которые были выставлены перед сценой. Поднялся занавес, и в полукруге снизу вверх показались: два фортепиано, струнная группа, и духовые на двух лестницах… И хоры, десять вокалистов, одетых по цветам: четверо мужчин и четыре женщины, слева от Рафаэля, в белом, и две хористки в серебристых костюмах справа.
На этом фоне Рафаэль исполнил «Promesas», а затем последовали четыре необыкновенных премьеры: «El Viajero», «La Tierra prometida», «El niño que no pudo nacer» и «Y Volvere»… Из всех этих новых тем наиболее убедительной была «La Tierra prometida», которая в хоровом сопровождении прозвучала как негритянский спиричуэл. Самой мелодраматичной была, пожалуй, песня «El niño que no pudo nacer». По окончании этой первой части хористы покинули сцену и Рафаэль остался один, сняв к тому моменту свой бархатный пиджак и выпив первый глоток воды.
Концертная мозаика продолжилась подборкой тем «Somos», «Те estoy queriendo tanto que», «А mi manera», «Costumbres», «А veces llegan cartas», «Dejame», тема Мари Трини в свойственной Рафаэлю интерпретации. И закрывался цикл песней «Le llaman Jesus».
Звучали отдельные песни, среди которых были премьеры, что стало, пожалуй, самым важным в этом вечере. Публика пришла в возбуждение, узнавая песни Рафаэля, как всегда своего Рафаэля. Были исполнены темы «Mi amante niña mi compañera», «El día que me quieras», «Precisamente tú»…
И были две премьеры, еще более захватывающие и сценически эффектные, чем большинство из тех, которые мы уже привыкли слышать. Я имею в виду «L’Indian» (El Indio) и «Flash Back» (Ahora vuelve). Их исполнение сопровождалось выступлением Балета Сандры, одетого в серебристые костюмы, и хора «The Revelations», что вкупе с вокалом Рафаэля, его актерской игрой и постановкой еще усилило впечатление от полной драматизма композиции «L’Indian». Эта тема, несомненно, поразила сердца всех присутствующих на концерте фанов.
Но Рафаэль и дальше продолжал удивлять, и сделал это двумя песнями Сесилии, которые, будучи исполненными его голосом и в его стиле, воспринимались совершенно по-другому: «Dama dama» и «Y si no fuera porque…».
А дальше еще одна мозаика с темами «La noche», «Desde aquel día», «Cierro mis ojos» и «No vuelvas». Закрывался цикл блестящей постановкой песен «Perdona», впервые прозвучавшей в форме саэты (народной песни), и «Balada triste de trompeta», исполненной вместе с Артуро Форнесом и Хосе Луисом Медрано. Эта песня неоднократно заставляла публику выкрикивать: «Рафаэль, ты лучший и самый великий»… На этом занавес опустился, чтобы в следующей части концерта дать возможность выйти на сцену марьячис Хосе Чавеса.
«МАРЬЯЧИС» И «ОЛЕ»
Последняя часть концерта вышла наиболее фольклорной и наиболее зрелищной благодаря присутствию марьячис, которые прекрасно сыграли свою роль и доставили большое удовольствие почитателям Рафаэля.
К тому времени, когда часы показывали уже час ночи, были исполнены такие известные фольклорные темы как «Huapango torero», «Mi señora Rosario», «Volver, volver, volver», «Mi golondrina», «Paloma negra», «Fallaste corazón»… Многие из них мы слышали на этой же сцене несколько месяцев назад в исполнении Марии Долорес Прадера. Однако сейчас, в широкомасштабном представлении, устроенном Рафаэлем, они со всей очевидностью звучали иначе и воспринимались по-другому.
Чудесным завершением концерта стало исполнение отрывков из рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда» и тем «Jetsemani», «Es más que amor» и «Hosanna»…
Я мог бы описать безумие фанов всех возрастов, разодетых в вечерние платья и меха, с прическами и в париках, заходящихся криком на галёрке… Но я не буду этого делать, ибо вы и так всё себе представляете. Это была просто «phантастика». А в конце, как вы понимаете, Рафаэль исполнил свое коронное «Оле», которое сделало его «El Niño», превратив в короля сердец почитателей испанской поп-музыки. И король Рафаэль в апреле 1974 года снова победил, и может спокойно отдыхать до следующего года, поскольку его фаны будут очень трепетно хранить его с этим «Оле» в своих сердцах.
Викторино дель Посо
Фотографии Педро А. Мартинес Парра
Эти строки мало что общего будут иметь с песнями Рафаэля, который только что представил в Мадриде свой стиль или свою позицию в рамках современной музыкальной панорамы нашей страны. Я предпочел посвятить этот уголок факту, который мы ради справедливости не должны пропустить. Я говорю о монтаже, исполнении и сценической постановке шоу Рафаэля.
Некто, по профессиональным причинам связанный с телевидением, вот уже четыре месяца постоянно, каждую неделю ездит в США, имея возможность видеть звездные представления Сэмми Девиса младшего, Поля Анки, Тома Джонса, Лайзы Минелли и т.д. и т.п.
Так вот, ни сегодня, ни раньше, никогда еще до этого мы не видели столь тщательно подготовленного, выверенного, богатого, отлично смонтированного и поставленного спектакля — говоря о выступлениях певцов, — как тот, что мы увидели во Дворце Музыки с участием Рафаэля. Поскольку, начиная с серебристого оформления сцены, подбора великолепных музыкантов, хореографии непревзойденной Сандры Леброк, хоров, марьячис и т.д. и т.п., вплоть до игры (в самом строгом и прямом смысле этого слова) артиста, еще никому в Испании, кроме Рафаэля, ничего подобного организовать не удавалось. Такого спектакля, какой был представлен Рафаэлем в этом году, нельзя увидеть больше нигде в мире. Рафаэль превзошел самого себя, подняв планку своих сольных выступлений на недосягаемую для других артистов высоту, будь то в Испании или за рубежом.
Отвлекаясь от наших личных вкусов относительно его музыки и песен, я считаю справедливым выделить это блистательное представление Рафаэля в Мадриде, оставившее далеко позади всё то, что гранды мировой эстрады обычно делают в Лас Вегасе, Олимпии, Talk of the Town, Lake Tahos и т.д. Хотя бы раз в жизни, если кто-то желает научиться оформлению сольного концерта, пусть приедет в Мадрид и посмотрит Рафаэля.
Лучше бы эти фаны не "приходили в возбуждение", а сняли бы на камеры живое исполнение песен, концертный вариант которых безвозвратно потерян.
Как тут не сказать ещё раз "спасибо" Гале, которая смогла добыть для всех нас записи ранних концертов, хотя бы и аудио.
А у нас в 74-м не было ни хора, ни балета, ни марьячис, но Ему хватило и плохонького оркестра, чтобы заворожить публику.
Зарегистрирован: 17.01.2011 Сообщения: 3577 Откуда: Санкт-Петербург, Россия
Добавлено: Пн Янв 19, 2015 12:20 am Заголовок сообщения:
Угу, как и в теме первых гастролей, к примеру. На сайт это все класть не рационально: с одной стороны там все время что-то заканчивается, движок ограничивает многое, с другой стороны - пусть народ и на форум заглядывает. _________________ Галина
Мне стало любопытно, насколько они все же потрудились - у меня возникли подозрения, что они даже и из моего радикала поленились их переставить.
ФФФФУ, не так все плохо. Потрудились все же! - Чуток поджелтили их, переставили в свой радикал.
Сравнивайте: две плешки - потертости в каждой из колонок внизу газеты идентичные. И уж абсолютно одна и та же замятина газеты вдоль тела - тут это все видно, несмотря на маленькое увеличение. Хотя там есть и более мелкие изъяны; не знаешь, так не сразу и найдешь.
Сохранила я и страницу с их кодом, и по ссылке файлы с этой странички. Фотошопом все же пользоваться умеют многие.
Зато теперь двух мнений быть не может: взяли, так сказать, умышленно, не просто - почему бы не перевести, раз валяется без дела, но именно ... и "номер перебили".
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах